МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Теоретическая составляющая является важнейшей частью подготовки будущего музыканта. Она позволяет не только освоить «язык» музыки, но и расширить взгляд на понимание стилей, историю, традиций и тенденций развития музыкального искусства. Все учащиеся музыкального отделения в течение всех лет обучения изучают теоретические предметы: сольфеджио, слушание музыки, музыкальную литературу.
Сольфеджио важнейшая учебная дисциплина. Она посвящена развитию слуха и музыкальной памяти, изучению нотной грамоты. Занятия сольфеджио формируют прочные базовые теоретические навыки, позволяющие развить внутренний слух, овладеть интонацией, чувством ритма, теорией аккомпанемента. Сольфеджио способствует развитию ВСЕХ музыкальных данных ученика. Предмет рассчитан на 8 лет обучения (по 8-летней программе) и на 5 лет обучения (по 5-летней программе).
Учащиеся 1-3-х классов (по 8-ми летней программе) посещают занятия по слушанию музыки. Этот предмет знакомит детей с миром музыки. Здесь они впервые встречаются с многообразием музыкальных произведений, музыкальных инструментов, тембров голоса оперных певцов, знакомятся с творчеством великих композиторов.
Музыкальная литература – это один из самых увлекательных предметов среди музыкально-теоретических дисциплин ДШИ. Здесь учащиеся знакомятся с лучшими образцами отечественного и зарубежного музыкального искусства. Предмет рассчитан на 5 лет обучения и изучается с 4 по 8 класс (по 8-летней программе) или с 1 по 5 класс (по 5-летней программе).
Основными формами контроля по освоению учебных программ являются:
• зачеты,
• контрольные уроки,
• викторины по музыкальной литературе,
• экзамены.
Одним из главных показателей уровня теоретических знаний и умений является успешное участие учащихся в областных, открытых межрегиональных олимпиадах и конкурсах.